В свете последних экономических преобразований современный рынок труда заметно преобразился. Поэтому появилась потребность в специалистах, которые не просто оформляют людей на работу, но и подбирают наиболее подходящих сотрудников, а также способствуют их эффективной работе. Тут-то и появились HR-специалисты ("эйчеры"), которые в отличие от обычных "кадровиков" имеют более широкий круг обязанностей, о которых мы сегодня и поговорим.
Каждый человек при устройстве на работу проходит через такую инстанцию, как отдел кадров. С советских времен "кадровики" занимались заполнением трудовых книжек, ведением личных дел, написанием должностных инструкций, выдачей пропусков и пр. Такому специалисту достаточно было разбираться в трудовом законодательстве и делопроизводстве, при этом о поиске и привлечении кадров речи не шло.
Однако в свете последних экономических преобразований современный рынок труда заметно преобразился, из-за чего во многих организациях изменилась система управления персоналом. Поэтому появилась потребность в специалистах, которые не просто оформляют людей на работу, но и подбирают наиболее подходящих сотрудников, а также способствуют их эффективной работе.
Тут-то и появились HR-специалисты ("эйчеры"), которые в отличие от обычных "кадровиков" имеют более широкий круг обязанностей, о которых мы сегодня и поговорим.
Кто такой HR-специалист?
Аббревиатура "HR" расшифровывается как "human resources", то есть "человеческие ресурсы". Таким образом, можно понять что, HR-специалист – это сотрудник компании, в целом отвечающий за кадровые ресурсы предприятия: формирование кадрового состава, его развитие и мотивацию.
Становление этой профессии началось в первые десятилетия XX века, когда американские специалисты обратили внимание на значимость человеческого фактора в развитии бизнеса. Со временем появилось отдельное направление, рассматривающее методы эффективной организации труда и мотивации сотрудников. Постепенно этот подход развивался и оказывал значительное влияние на взгляды относительно управления компании. Уже к 70-м годам сложилась общая концепция управления персоналом, и стали появляться полноценные специалисты по HR.
К нам зарубежные тенденции по управлению персоналом пришли после перестройки, когда в России начали работать иностранные компании.
Современный HR-специалист может выполнять широкий спектр обязанностей:
- поиск, подбор и оценка персонала;
- выбор кадровой политики для эффективного использования персонала;
- обеспечение укомплектования организации работниками необходимых профессий;
- организация адаптации новых сотрудников;
- организация обучения и повышения квалификации персонала;
- отслеживание социально-психологического микроклимата в коллективе;
- организация кадрового учета и ведение/курирование кадрового делопроизводства;
- проведение аттестации сотрудников;
- развитие и обучение персонала;
- разработка системы поощрений и взысканий для сотрудников.
Положительный результат деятельности "эйчера" выражается в достаточной обеспеченности организации квалифицированными и ответственными специалистами, имеющими высокую мотивацию к работе. Кроме того, усилия данного специалиста помогают свести к минимуму текучку кадров благодаря созданию благоприятного климата и обеспечению сотрудников комфортными условиями труда, что в наше время является сложной задачей.
Сегодня специалисты такого профиля востребованы в обучающих центрах, кадровых агентствах и организациях любого профиля.
Какими качествами должен обладать HR-специалист?
Современному специалисту по кадрам на предприятии необходимо обладать следующими знаниями и умениями:
- владение методами управления персоналом;
- владение современными методами оценки персонала;
- знание основ делопроизводства;
- знание принципов управления бизнесом;
- знание трудового законодательства;
- знание этики делового общения;
- основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
- понимание основ социологии и психологии управления;
- уверенное владение ПК (работа с программами по учету кадров на предприятии);
- умение оценить компетентность кандидата;
- умение планирования своей работы;
- умение работать с тестовыми материалами;
- умение разрешать конфликтные ситуации.
Качественно выполнять свою работу HR-специалисту помогут такие личностные качества, как:
- активная жизненная позиция;
- беспристрастность;
- коммуникативность;
- лидерские качества;
- личная мотивация;
- ответственность;
- стрессоустойчивость и способность управлять своими эмоциями;
- терпеливость;
- умение работать в команде и управлять конфликтами.
HR-специалист должен быть не просто человеком, которого нужно убедить, что вы подходящий кандидат на определенную должность, но и тем, кто будет опорой для всех принятых на работу сотрудников.
Преимущества профессии HR-специалист
Исходя из перечня профессиональных качеств и должностных обязанностей HR-специалиста, можно сделать вывод, что "эйчер" должен обладать и юридическими, и экономическими, и психологическими знаниями. А всестороннее развитие полезно всегда, как на работе, так и в личной жизни.
Каждый предприниматель хорошо знает, что "Кадры решают все!", поэтому наличие специалиста, который сможет эффективно с ними работать, сегодня очень кстати. Поэтому спрос на толковых HR-специалистов с каждым годом неуклонно растет, а сама профессия относится к категории профессий будущего.
Хорошие HR-специалисты не только востребованы, но и имеют неплохие доходы. В зависимости от опыта работы и количества подопечного персонала, их зарплата может варьироваться от 10 000 до 100 000 рублей.
Нельзя не сказать и о том, что кадровики пользуются уважением среди сотрудников компании. Их ценит и руководство, конечно, при условии, что "эйчер" приносит реальную пользу, а не выполняет работу обычного кадровика советских времен.
Недостатки профессии HR-специалист
Ежедневное взаимодействие с людьми требует от "эйчера" больших энергетических затрат, терпения и стрессоустойчивости. Постоянное напряжение приводит к неврозам и депрессии, что сказывается не только на общем самочувствии специалиста, но и снижает эффективность работы HR-специалиста. А ведь нередко нужно уделять внимание еще и бумажной волоките…
Стоит помнить и о том, что на данном специалисте лежит большая ответственность за работу с человеческим ресурсом. Именно от того, как будет сформирован коллектив, во многом зависит дальнейший успех компании, а значит, и отвечать за эффективность работы всех сотрудников будет HR-специалист.
Иногда нужно разрываться между потребностями персонала и лояльностью руководства. Типичный пример: "эйчер" видит необходимость стимулирования сотрудников, а начальник заявляет, что средств на это нет.
Где можно получить профессию HR-специалист?
Для получения должности HR-специалист не обойтись без получения высшего профессионального образования по следующим направлениям:
- Психология служебной деятельности (СПбГУ, БГТУ ВОЕНМЕХ им. Устинова, КГУ, БашГУ);
- Управление персоналом организации и государственной службы (МИСиС, МГУПС (МИИТ), МАДИ и др.);
- Аудит и контроллинг персонала (ДВФУ);
- Управление человеческими ресурсами (МГЭУ, СПбГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Университет Синергия и др.);
- Психология управления (РЭУ им. Г.В. Плеханова, Университет Лобачевского).
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 20 500 000,00 ₽ |
[38.03.03] Управление персоналом
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 20 500 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
[11.03.02] Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 260 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 420 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 420 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 182 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ |
[38.03.03] Управление персоналом
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 105 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
[38.03.03] Управление персоналом
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 270 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 324 000,00 ₽ |
[38.03.03] Управление персоналом
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 260 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 123 750,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 315 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 130 000,00 ₽ |
[38.04.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 220 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 105 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 100 000,00 ₽ |
[38.03.02] Менеджмент
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 88 700,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 291 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 92 800,00 ₽ |