Ваш город:

Что такое дифференциальный зачет и зачем он нужен

30 дек. 2021 г.
2
25194

Существуют разные способы контроля успеваемости студента и того, как он запомнил и усвоил материал. Дифференцированный зачет - это один из механизмов проверки усвоенных знаний. Он применяется не только в институте, но даже в специализированных школах, техникумах, а иногда и на производстве.

Что такое дифференциальный зачет и зачем он нужен

Каждый ученик по-разному вспоминает свои ощущения от этого зачета. Кто-то считает его чем-то из ряда вон выходящим, а кто-то легко машет рукой и говорит, что это было намного проще, чем экзамен. Есть и те, кто воздерживаются от оценки. В любом случае, каждый студент университета или учебного заведения среднего звена помнит это страшное, на первый взгляд, слово. При этом некоторые студенты искренне не понимают, зачем заменять обычный экзамен дифференциальным зачетом и как к нему подготовиться?

Что такое дифференциальный зачет?

Существует много заумных толкований данного понятия. Если говорить простым языком, то дифференцированный зачет - это проверка знаний учащегося с последующим выставлением оценки. Такой вид проверки знаний хорошо подходит для того, чтобы понять уровень усвоения материала студентом.

Некоторые считают дифференцированный зачет не педагогичной практикой, так как в результате у учеников (особенно это касается школы) может возникнуть желание сравнить себя с другими детьми. Это развивает “пропасть” между школьниками, что многие считают неправильным. Но, как бы то ни было, в настоящее время дифзачет остается основным методом контроля.

Дифференциальный зачет полезен и уместен в случаях, когда нужно:

  • проверить уровень учащегося по школьному или вузовскому предмету
  • посмотреть, насколько учащийся усвоил материал, который ему предоставил преподаватель (как теоретический, так и практический)
  • посмотреть, как ученик/студент пользуется своим творческим мышлением, что очень полезно в большинстве дисциплин
  • определить, как обучающийся умеет логически строить предложения
  • определить способности ученика к применению и запоминанию того, чему его научили

Главная особенность данного метода заключается в том, что в конце проверки ученик получает свою оценку, которая свидетельствует о его шкале знаний. Эта оценка вписывается в зачетную книжку, дневник или диплом учащегося. Кстати, на основе оценок по дифференцированным зачетам студентам назначается стипендия. И от соотношения хороших и плохих оценок уже зависит тот размер стипендии, который будет начислен.

Особенности дифференцированного зачета

Многие преподаватели считаю дифференциальный зачет намного сложнее экзамена. Это обусловлено тем, что данный вид проверки знаний предполагает полное повторение пройденного материала.

При ответе на дифференцированном зачете преподаватель может задавать любые вопросы, касающиеся всего пройденного курса. И важно знать каждую лекцию и семинар, чтобы не попасть впросак. При этом дифференцированный зачет принимает тот человек, который вел курс. Это может быть лектор, профессор или преподаватель практической части.

Не все могут прийти и сдать зачет. Для того, чтобы иметь на это право, необходимо получить, так называемый студенческий допуск к зачету. Допуск ставится только тем, кто показывал успешную посещаемость (не ниже оценки “удовлетворительно” по среднему баллу) весь семестр. Такой допуск ставит тот же преподаватель, который принимает зачет.

Есть дисциплины, где теоретическую часть ведет 1 человек, а практическую другой, либо сам курс делится на несколько частей. Тогда допуск к зачету складывается из оценок от каждого преподавателя. Если один из них не выдал студенту допуск, тогда и общий дифференцированный зачет он сдать не сможет.

Иногда такой зачет проводится вместо экзамена. Такое решение обусловлено законодательством. Есть количество экзаменов на 1 сессию превышается, тогда руководство деканата ставит студентам в аттестацию такой сложный тип зачета.

Как сдают дифференцированный зачет?

Сдача дифференциального зачета может быть в нескольких вариантах. В каком - решает только преподаватель. Отталкиваясь от дисциплины, он может быть:

  • устным. Учащийся садится напротив преподавателя, где в устном порядке отвечает на его вопросы, касающиеся пройденного курса.
  • письменным. Преподаватель дает что-то вроде контрольной работы, которую ученик должен заполнить в отведенный срок (касается точных наук, где необходимо показать именно применение знаний на практике, например, решить задачу или уравнение).

Если зачет имеет устную форму, то оценку ученику объявляют сразу же после проверки его знаний. При письменной форме зачета, студенту необходимо подождать, когда преподаватель проверит все работы и даст оценку каждой. Оценку можно впоследствии оспорить и пересдать зачет. Иногда пересдача может назначаться при комиссии.

Как подготовиться к дифференциальному зачету?

При подготовке необходимо понимать, что дифференциальный зачет проверяет знания по всему курсу, а не только по пройденному материалу. Студент должен быть готов к тому, что преподаватель будет задавать ему вопросы, которых нет в его билете.

Очень часто студенты сосредотачиваются именно на выданных им билетах. Зазубривают ответ по каждому вопросу, отлично отвечают на них в процессе зачета, но вот при ответе на дополнительный вопросы сразу же теряются и забывают материал.

Поэтому главное правило подготовки к зачету - учить не билеты, а повторять и закреплять весь материал курса. Достаньте тетрадки, посмотрите то, что давал вам преподаватель под запись. Обычно именно эту информацию и спрашивают преподаватели на зачетах, так как дают свои лекции, которые сами разрабатывают. Оценку ставят именно за эти знания.

Не лишним будет обратиться к интернету и книгам, указанным в методичке. Книги в конце методички - это не просто какая-то ерунда. Из них тоже можно взять много полезной информации. А преподаватель может проверить, читали ли вы их при подготовке к занятиям.

Что по этому поводу говорит закон?

Если обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту, такие зачеты, как дифференцированные, наравне с экзаменами по различным учебным дисциплинам общеобразовательного цикла могут проводиться в качестве контроля знаний в рамках промежуточной аттестации. Данный контроль предусмотрен программой ФГОС НПО/СПО и фиксируется в учебном плане.

Отличие дифференцированного зачета от экзамена заключается в том, что первые проводятся именно в рамках сессии, то есть промежуточной аттестации, тогда, как вторые идут в счет учебного времени, которая выделяется на ту или иную дисциплину. Такие зачеты проводятся преподавателем для того, чтобы узнать уровень знаний студентов и имеют механику повторения и закрепления материала. После того, как преподаватель определил уровень, он заносит оценку в соответствующие образовательные документы. Эта оценка, помимо всего прочего, может формировать средний балл по выпускному аттестату.

Кстати, некоторые считают такой зачет незаконным, но это неправильно. На самом деле, если нет возможности провести экзамен, руководство учебного заведения в праве провести такой зачет. В любом случае, если вы сомневаетесь, можете обратиться к юристам, которые проконсультируют вас, опираясь именно на вашу ситуацию. Ведь каждая ситуация индивидуальна.

По сути, дифференциальный зачет нельзя прировнять к экзаменационным испытаниям. Его сложность зависит от дисциплины, преподавателя, а также от того, как студент готовился к каждому занятию.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Всероссийский математический диктант
Как сообщает РИА Новости, Т-Банк ко Дню математика, проведение которого запланировано в России на 1 декабря, запустил образовательный проект «Т=Матема..
1 декабря пройдёт Всероссийский математический диктант
22 нояб. 2024 г.
0
776
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
1127
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
1078
Комментарии
Гость
Гость
31 дек. 2021 г., 10:12

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ? и ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ?

Гость
Гость
31 дек. 2021 г., 10:40

Автор очень далек от предмета о котором пишет

Оставить свой комментарий

Ваш город: