Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выступил в Национальном центре «Россия» с докладом на первом Всероссийском педагогическом съезде, который в этом году посвящён Стратегии развития образования.

Открывая своё выступление, В. Фальков отметил, что комплексный ответ на вызовы, обозначенные в Стратегии развития образования, содержится в новой модели высшего образования.
Министр науки и высшего образования подчеркнул: «Все ключевые инструменты, которые мы создали в последние годы, – масштабная программа поддержки вузов «Приоритет-2030», передовые инженерные школы, студенческие конструкторские бюро и многие другие – направлены на совершенствование системы высшего образования. Эту задачу мы сформулировали для себя ещё несколько лет назад и последовательно, целеустремленно двигаемся к тому, чтобы получить другой результат, осторожно эволюционно меняя существующую систему. Комплексный ответ на все те вызовы, о которых говорится в Стратегии, – переход на новую модель высшего образования».
При этом В. Фальков напомнив о том, что задача по обновлению системы была поставлена Президентом РФ в 2023 году, сказал, что образом результата этих изменений станет полноценная подготовка специалиста за один цикл.
Глава Минобрнауки обозначил основные принципы новой модели:
- Фундаментальность (речь идёт об опоре на серьёзные научные передовые достижения). Группы специальностей, связанные единством содержания и общей отраслевой направленностью, будут иметь общее фундаментальное ядро.
- В рамках новых образовательных стандартов будет закреплено единое социо-гуманитарное ядро.
- Практикоориентированность обеспечит тесную связь с рынком труда.
- Гибкость даст вузам возможность адаптировать образовательные программы в соответствии с запросами работодателей.
Особо В. Фальков акцентировал внимание на том, что документ, выдаваемый по результатам обучения, должен в полной мере отражать полученную выпускником специальность и дополнительные квалификации.
Также Министр выделил несколько задач по переходу к новой модели высшего образования:
- обновление перечня специальностей высшего образования, в который войдут новые и актуальные специальности, востребованные на рынке труда. Эти подходы будут закреплены в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС);
- обновление системы федеральных учебно-методических объединений (ФУМО), значительная часть которых будет состоять из представителей работодателей, научных организаций. Впервые предлагается создать сквозное ФУМО по цифровым навыкам и искусственному интеллекту;
- совершенствование планирования объёмов контрольных цифр приёма;
- регулирование платного приёма в вузы.